Рассказано о влиянии воспитания расплода на качество подготовки пчел к зимовке

Давно стало общеизвестным фактом, что участие пчел в воспитании расплода в большей мере, чем другие работы (переработка корма, заготовка пыльцы, доставка воды и др.), сокращает продолжительность жизни пчел (А. Маурицио, 1954). Поэтому совершенно естественно стремление пчеловодов к максимальному освобождению пчел от этой нагрузки накануне их ухода в зимовку. Возможно ли это и в какой мере? Об этом и пойдет речь дальше.

***


Базовой информацией для понимания происходящих в этот период процессов в семье, связанных с воспитанием расплода, является яйценоскость матки (ЯМ). А если говорить точнее, то динамика изменения яйценоскости матки в этот период.

В общем случае яйценоскость матки зависит от многих причин: породы пчел, внешних условий, медосборных условий, силы семьи, здоровья матки и др. Однако существуют среднестатистические (усредненные) закономерности изменения величины яйценоскости матки в течение сезона, которые показывают распределение наиболее вероятных значений ЯМ по времени. В качестве такой информации (рис. 1) воспользуемся данными, приведенными в книге Ф.А. Лаврехина, С.В. Панковой (1983) «Биология медоносной пчелы» на стр. 258.


Рис. 1. Яйценоскость матки в течение сезона

Пока нас будет интересовать только нисходящая ветвь этого графика – вторая половина лета и осень.

Но вначале я хочу напомнить, что кормлением младших личинок молочком (воспитанием расплода) занимаются пчелы с 5-6 по 10-12 дни своей жизни. При этом организм пчел испытывает большие нагрузки, поскольку им приходится вырабатывать богатый белками и другими полезными для личинок веществами секрет – пчелиное молочко, и они сильно изнашиваются. Именно этот период я буду называть в дальнейшем периодом воспитания расплода. Что же касается кормления старших личинок (в возрасте от 7-9 дней их жизни) кашицей из меда и пыльцы (перги), то кормят их молодые пчелы в возрасте с 3 по 5-6 день своей жизни. Это кормление воспитанием расплода я не называю, поскольку сами пчелы в этом возрасте обильно потребляют и мед и пыльцу (пергу), и для них это занятие будет, скорее всего, не нагрузкой, а «приятной обязанностью».

Теперь посмотрим, каких личинок воспитывают пчелы, и какие это будут пчелы. Для этого вспомним, что в открытой стадии пчелиный расплод проходит такие этапы своего развития: яйцо – 3 суток, младшая личинка – 3 суток и старшая личинка – 3 суток. Следовательно, возраст личинок, которых воспитывают пчелы, с момента откладывания яйца составляет от 3 до (3+3)=6 суток.
Дальше сведем вместе данные по возрасту пчел-воспитательниц и возрасту личинок (рис. 2).


Рис. 2. Возраст личинок и пчел-воспитательниц

Из рис. 2 видно, что кормить появившуюся личинку будет пчела, вышедшая из яйца, отложенного маткой раньше на Δ = (21+5) – 3 = 23 суток. Эту разницу Δ будем в дальнейшем учитывать при определении соотношения яйценоскости матки во время откладывания яиц, из которых родятся пчелы-воспитательницы (Яп), и яйценоскости матки во время откладывания яиц, из которых появятся личинки (Ял). Определим это соотношение для второй половины сезона (начиная с июля).

Разобьем этот период на пятидневные участки и по графику (рис. 1) определим среднюю яйценоскость матки на каждом из этих участков. Для этого сложим максимальную ЯМ с минимальной ЯМ на данном участке и разделим полученную сумму на 2. Дальше для всех выбранных участков посчитаем искомое соотношение Яп/Ял. Это соотношение будет условно характеризовать нагрузку на пчел-воспитательниц, поскольку оно с одной стороны (опосредованно через яйценоскость матки) показывает количество пчел, которые родились из соответствующих яиц и физиологически созрели для воспитания, а с другой – количество появившихся из соответствующих яиц младших личинок, которых будут воспитывать именно эти пчелы. Хотя соотношение это носит не абсолютный, а условный характер, оно вполне походит для определения тенденции изменения нагрузки на пчел-воспитательниц во второй половине сезона.
Сведем все полученные данные в таблицу 1.



Для наглядности и облегчения анализа конечного результата изобразим соотношение Яп/Ял на отдельном рис. 3.


Рис. 3. Изменение нагрузки на пчел-воспитательниц

Теперь можно сделать ВЫВОДЫ

1. В ходе подготовки семьи к зимовке яйценоскость матки падает естественным образом.

2. Между временем появления младших личинок, требующих воспитания, и временем рождения пчел-воспитательниц, способных это делать, существует разрыв в среднем на 5 суток, а между временем откладывания соответствующих яиц – 23 суток (рис. 2).

3. Из-за наличия этого разрыва и падения яйценоскости матки условное количество пчел-воспитательниц (Яп) и младших личинок (Ял) будет отличаться. А это в свою очередь будет приводить к тому, что отношение Яп/Ял тоже будет меняться (рис. 3) в пределах от 3,2 до 1,5. Значит, получается, что в рассматриваемый период подготовки семьи к зимовке условное количество пчел-воспитательниц всегда будет в среднем в 3,2-1,5 раза больше, чем младших личинок.
Исходя из этого, можно утверждать, что нагрузка на пчел, связанная с воспитанием расплода, в период подготовки семьи к зимовке не будет высокой.
Если по аналогичной методике проанализировать первую половину сезона, то окажется, что там соотношение Яп/Ял меняется от 0,27 (в апреле-мае) до 2,3 в конце июня, что означает высокую нагрузку на пчел-воспитательниц, особенно в самом начале сезона.

4. Следует обратить внимание и на падение отношения Яп/Ял к концу сезона (рис. 3), что означает увеличение воспитательной нагрузки на пчел. Поэтому затягивание сроков воспитания расплода будет означать увеличение нагрузки на пчел, идущих в зиму и которых надо было бы беречь от подобных нагрузок. В этом и есть основной вред для семьи от позднего расплода, которого, следовательно, надо избегать.

Валерий КОРЖ

Счетчик посетителей

1664400
Сегодня
Вчера
Неделя
Прошлая неделя
Месяц
Прошлый месяц
Всего
119
1238
3679
6251
19544
32564
1664400

Forecast Today
1368


Ваш IP:34.204.200.74