Рассказано о моем взгляде на указанную проблему

Вопрос, вынесенный в заголовок, уже давно интересует и ученых и творческих пчеловодов-практиков. Для последних ответ на этот вопрос носит чисто прагматичный интерес, ибо правильный ответ даст возможность пчеловоду не только объяснить, но и спрогнозировать поведение пчел, без чего фактически невозможно осознанно водить пчел. Это в свою очередь даст возможность разрабатывать и применять оптимальные приемы пчеловождения, которые позволят повысить продуктивность пасеки.

***


Вначале коротко определимся с толкованием понятия «интеллект».
Применительно к животным в понятие интеллекта принято включать совокупность сложных познавательных способностей, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации (общению). Из этого определения понятно, что основой интеллекта животных является мышление, ибо без него будет возможна только инстинктивная деятельность животного на основе врожденных безусловных и приобретенных условных рефлексов.

А что же понимается под мышлением? Мышление – процесс отражения и познания связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Конечный продукт мышления – образование суждений, умозаключений и ответных осознанных действий, адекватных складывающейся обстановке.
Прошу прощения за все эти непростые в понимании определения, но они пригодятся нам в дальнейшем.

Как и многие проблемные вопросы пчеловодства, вопрос о наличии интеллекта у пчелы имеет сторонников двух противоположных взглядов. Одни сторонники говорят о наличии у пчел ума (интеллекта), другие – начисто отрицают это.

К первой группе по большей части относятся те, кто склонен придавать пчеле человеческие качества: трудолюбие, ум, мудрость, альтруизм, храбрость и другие подобные качества. При этом обычно никаких доказательств не приводится или же проводится констатация «очевидного факта» – «да что тут доказывать, если и так все ясно!». Однако антропоморфное отношение к пчеле («очеловечивание» пчелы), на мой взгляд, не помогает, а, наоборот, мешает пониманию истинной сути пчелы. Не надо искать у пчелы человеческих качеств, поскольку она устроена совсем по-другому. Известный специалист по психологии животных Реми Шовен еще в 1965 г. сказал, что «мир медоносных пчел настолько иной, странный и необычный, что, кажется, упал нам на Землю с другой планеты». Поэтому для того, чтобы установить контакт с этим «иным миром», его надо не очеловечивать, а хорошо изучать. И вот что говорят по поводу интеллекта пчелы те ученые, которые предметно занимались такими изучениями.

Кожевников Г.А., 1895: «Поведение медоносных пчел представляет собой цепь инстинктивных действий в ответ на какие-либо раздражители».

Лисянский Г.И., 1913: «… пчела действует по непосредственному инстинкту, а не по систематичному плану разумных существ».

Вс. Шимановский, 1923: «Вопрос о сознательности действий насекомых между умом и инстинктом среди ученых, специалистов вызывает спор. …Мне же приходится указать только, что пчелы не ставят себе, как человек, конечных целей, не идут к ним сознательно шаг за шагом, а под влиянием инстинкта, при известных условиях, выполняют определенную работу. Когда же работа готова, то она же в выполненном виде дает толчок следующей работе и т.д.».

Поправко С.А., 1985, свое отношение к рассматриваемой проблеме выражает в определении «пчела – идеальный биоробот».

Недялков С., 1985: «Разносторонней деятельность пчел со стороны выглядит разумной, но это только на первый взгляд. Опытами доказано, что у пчел отсутствует интеллект и их деятельность не руководствуется целесообразностью и логикой.
…Инстинкты у пчел выработались и усовершенствовались в течение тысячи лет (правильнее сказать – миллионов лет. — К.В.), и их проявление выглядит настолько целесообразным, что действия пчел со стороны кажутся разумными. На самом деле они повторяются слепо и автоматически, без определенной направленности».

Ивлев А.Н., 1988: «У нас нет оснований полагать, что отдельная пчела способна размышлять: ее мозг слишком мал, чтобы удерживать и обрабатывать большой объем информации».

Лазаренко М.А., 2000: «Пчелы как биологические роботы реагируют на раздражители окружающей среды, и это их поведение запрограммировано на генетическом уровне в виде инстинктивных реакций. Пчелы реагируют без осознания механизмов и последствий своего поведения».

Цитирования можно было бы и продолжить, но думаю, что сказанного достаточно для констатации факта отсутствия у пчел интеллекта. Как бы кому-то ни было прискорбно это осознавать.
Если кого-то эта информация не убедила, то попробую привести несколько фактов, свидетельствующих, на мой взгляд, о правильности сделанного выше вывода.

Первый пример. Если в семье по какой-то причине окажется трутневая матка, то пчелы, следуя инстинкту, будут кормить трутневой расплод, хотя семья обречена на гибель. Так же точно пчелы будут кормить расплод и от своих пчел-трутовок в отрутневевшей семье. И, более того, подсадить в такие семьи матку (даже плодную!) далеко не всегда удается – срабатывает инстинкт непринятия чужой матки, а не сознания того, что эта матка является спасительницей семьи.

Второй пример. Паразиты пчел браулы питаются кормом маток и пчел, получая его путем раздражения ротовых органов хозяина специальными щеточками передних лапок. Появившуюся капельку корма браула съедает. Это что – альтруизм или отсутствие интеллекта?

Третий пример. Карл Фриш, исследуя мобилизационные танцы пчел, в одном из опытов установил, что пчелы не способны думать. Суть опыта. На вершине ажурной башни высотой в несколько десятков метров была установлена кормушка, на которую выпустили исследуемых пчел. Их улей при этом располагался на земле в основании башни. Подопытные пчелы, исправно информирующие до этого других пчел о различных направлениях и удалениях до других источников корма, в этот раз не смогли этого сделать, и в результате ни одна из пчел улья на башенную кормушку не попала. В лексиконе пчелиного танца понятия «верх» не предусмотрено, поскольку в облаках цветы не растут, а «придумать» новый способ информирования пчелы оказались неспособными.

В заключение сделаем выводы:

1. Целесообразность действий пчелы объясняется наличием у нее совершенных инстинктов, выработавшихся в процессе длительной эволюции.

2. У пчелы отсутствует интеллект (ум), предполагающий осознанные действия индивида на основе предшествующих умозаключений. Пчела не способна устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и конечными результатами таких действий.

Поэтому давайте оставим писателям и поэтам возможность восхищаться в своих произведениях умом, смелостью, работоспособностью и другими человеческими качествами пчелы, а мы в своей практической деятельности будем принимать ее такой, какой она есть на самом деле. Прошу прощения у тех, кому все же не хочется расставаться с таким красивым мифом…

Валерий КОРЖ

Счетчик посетителей

1804671
Сегодня
Вчера
Неделя
Прошлая неделя
Месяц
Прошлый месяц
Всего
155
1095
4577
5466
30183
26253
1804671

Forecast Today
INF


Ваш IP:34.204.168.209